Менталитет и шоколад


Несмотря на кризис и санкции, бельгиец Тьерри Пете открывает осенью в Москве свой первый шоколадный бутик. Производство он запустил еще раньше, став поставщиком эксклюзивного шоколада в пятизвездочные московские отели. Что удивительно: растущий бизнес он называет не иначе как хобби, отдавая ему все свободное от работы в крупной IT-компании время.


— Странная метаморфоза – IT-специалист становится шоколатье. Почему?

— Идея этого бизнеса выросла из детских воспоминаний. Родители прятали на праздники в траве шоколадные яйца и фигурки, а мы соревновались, кто быстрее их найдет. Тогда я и заболел мечтой найти «свой» шоколад. Это мое хобби! Посвящаю ему все свободное время. Поначалу было просто, но сейчас шоколадное производство набирает обороты и становится сложнее управлять бизнес-процессами. Повторюсь, для меня это не работа, а увлечение всей моей жизни. А собственная IT-компания – это уже налаженный бизнес, стабильный заработок…

— Вы потратили порядка 300 000 евро на создание собственного производства шоколада в России. Насколько эти вложения оказались успешными?

— У меня уже был опыт открытия шоколадного бизнеса в Чехии. Но назвать его удачным язык не поворачивается. Прага, где я начинал, по европейскиммеркам достаточно большой город, но в целом чешский рынок невелик. Я поставлял бельгийский шоколад в несколько пражских магазинов. В тот момент он не был востребован. Потерял тогда много денег. Но, как говорят русские, на ошибках учатся. В России все гораздо привлекательнее: огромный рынок, большие возможности. В одной только Москве проживает более 12 миллионов человек. По количеству жителей она превосходит всю Бельгию. Приглядевшись к российским реалиям, я не стал открывать производство в самой Москве из-за больших издержек ведения бизнеса, а открыл его в подмосковной Дубне. Впрочем, все основные наши клиенты находятся в столице России.

— Ваша компания Alexandra Le Chocolat пока ориентирована на достаточно узкий и специфический рынок: в основном вы поставляете бельгийский шоколад в дорогие отели. Вы планируете развивать свой бизнес?

— Этой осенью открываем в Москве свой первый фирменный магазин.Все рецептуры конфет разработаны специально для российского рынка, с использованием шоколада, содержание какао-продуктов в котором не менее 71%. Хотим протестировать рынок. Мы делаем шоколад для клиентов, чей достаток выше среднего, а таких в Москве немало. Сейчас мы производим эксклюзивные вещи – шоколад ручной работы. Штучный товар! Но в ближайшее время начнем массовое производство элементов шоколадного декора для компаний, пекущих торты и пирожные. Занимаемся тем, что в России принято нынче называть импортозамещением. Планируем также запуск онлайн-продаж нашего фирменного шоколада.

— А как вы делаете свой шоколад?

— Мы используем эксклюзивный шоколад собственного производства из ароматических сортов какао-бобов. При его приготовлении тщательно вымешиваем сырье-полуфабрикат и добавляем нужные ингредиенты вручную. Потом эту массу заливаем в формы для конфет или фигур и наполняем начинками по собственной рецептуре: фруктовыми, кофейными, шоколадными, пралине, трюфель – всего более 20 видов. Сливки, растительное и сливочное масло для начинок покупаем уже у российских поставщиков, остальное импортируем из Бельгии.

— Вы большую часть своей жизни проводите в Брюсселе. Все решения, связанные с санкциями против России, идут именно оттуда. Как соотечественники относятся к тому, что происходит в России и что вы в этой стране работаете?

— В Брюсселе сидят все европейские полититики. Сами бельгийцы и брюссельцы не рады тому, что происходит. Это политические решения, и население ими недовольно. Страдают больше всего те, кто имеет отношение к бизнесу в России. Они не поддерживают эти решения. Закрытие российского рынка оборачивается серьезными финансовыми потерями для бизнесменов. В то же время мне лично очень нравится, какую политику проводит российский президент: он налаживает контакты с Китаем, странами БРИКС, развивает внутренний рынок, занимается импортозамещением…

— Ваш шоколадный бизнес в России приносит вам деньги? Или одни только хлопоты?

—  Я надеялся, что все пойдет быстрее. Но иногда внешние обстоятельства сильнее нас. На данный момент мы работаем на самоокупаемости в «высокий сезон». Пока объемы производства не превышают 300 кг, но реализовать удается почти все. Сейчас дела идут в гору. Началась подготовка к «высокому сезону». Так мы называем период с осени по весну, на который приходятся основные праздники в России – череда корпоративов, Новый год, Рождество, 23 февраля и 8 марта, – после чего сезон идет на спад. А летом в принципе шоколад не хочется есть, продажи падают на 50-70%. Даже большие концерны, которые делают шоколад, очень хорошо это чувствуют.


Возврат к списку