Сладкий бизнес. Как открыть производство бельгийского шоколада в подмосковной Дубне? Можно ли добиться европейского качества, но по российским ценам? На эти и другие вопросы нам ответит генеральный директор компании «Александра Шоколад», Тьерри Пете. Это – «Интервью 360»!
— Тьерри, вы сделали успешную карьеру в сфере IT. Почему шоколад?
— Шоколад – это моя страсть. Потому что я из Бельгии. Мне нравится работать в России. Здесь очень большой рынок, да и в целом ваш стиль жизни мне очень близок, поэтому я здесь работаю. Лет 15 назад я работал в Чехии, но там успеха добиться не удалось. К сожалению, я совершил тогда много ошибок. Но я люблю вызовы. Меня это не пугает. Тогда это было похоже на игру. И теперь мне захотелось начать всё сначала. Вот поэтому я выбрал Россию. Здесь большой рынок, очень интересный и новый для нас. Мне было важно не импортировать шоколад из Бельгии, а наладить собственное производство в России. Гораздо интереснее работать с местными производителями. Мы хорошо понимаем друг друга и можем быть гибкими в своем партнёрстве. Вначале я импортировал товар из Бельгии. Хотел понять, как реагируют на эту продукцию в России. Каков на неё спрос. Но затем мы начали производить всё здесь. Особой популярностью пользовались наши шоколадные подарки.
— Я сейчас прочитаю вашу цитату, а вас попрошу ее прокомментировать. «В Европе у нас есть всё, но люди недовольны. В России умеют радоваться малому. Я здесь из-за вашего менталитета». Всё-таки, почему вы решили заняться бизнесом в России? Вы говорите про русский менталитет… какой он для вас? — Меня изменила работа в Чехии. До этого я был материалистом. Только поработав там, я понял, что иногда маленькие приятные вещи важнее чего-то глобального. В России я чувствую то же самое. Понятно, что всем нужно работать и зарабатывать. Но чувствуются добрые отношения между людьми. У меня много друзей и приятелей в Дубне и в Москве. Наше общение не ограничивается только деловыми переговорами. Всегда есть место шуткам и смеху. Что касается Дубны, приятно, что люди меня любят. Все помогают в работе и особенно чиновники.
— Насколько отечественный потребитель оказался готов к бельгийскому шоколаду? Может ли он отличить его от российского продукта? — Во-первых, логотип нашего шоколада на французском языке. Это принципиальное маркетинговое решение, чтобы все понимали, что это бельгийский, а не российский шоколад. Ведь Бельгия специализируется на двух вещах — бриллиантах и шоколаде. Поэтому важно, чтобы все понимали, что он бельгийский. Но не только по упаковке, а и по вкусу. Когда пробуешь его, сразу становится понятно, что он бельгийский.
— Для ведения бизнеса вы выбрали наукоград Дубна. Почему именно это место? — У меня были знакомые в Дубне. Поэтому я поехал туда. Очень важно иметь какие-то контакты в стране, где ты ещё не работал. Люди могут помочь тебе советом, что-то подсказать. Например, чего нужно остерегаться. Плюс к этому, они помогают наладить контакты с теми, кто может оказаться полезным в реализации твоего проекта. Когда я инвестирую деньги, мне нужна такого рода помощь. Я люблю рисковать. Не подумайте, что я дурак, таков бизнес. В некотором смысле это игра. Ты преследуешь определенные цели и задействуешь свои внутренние ресурсы. В общем, это очень интересно. Даже простое создание коробки для шоколада есть очень сложная история. Работа многих людей, обсуждение огромного количества идей. В общем, процесс не быстрый и не лёгкий. И очень важен, конечно, человеческий фактор. Люди, которые работают на нашу компанию - просто замечательные. Меня радует, что они всегда приходят на работу с улыбкой. Это очень приятно. Мы всё обсуждаем вместе и неважно финансовый ли это директор, или просто рядовой сотрудник предприятия. Всё обсуждаем вместе. Все идеи принимаются и рассматриваются. И это здорово.
— Ваше производство насколько я понимаю, ориентировано на сегмент «премиум». Насколько эта бизнес-модель оправдана? — С самого начала, я ориентировался именно на этот сегмент. Я понимаю, что легче всего продавать большими партиями, создавать недорогой продукт. Отдавать его в сетевые супермаркеты и получать большие прибыли. Но это мне не по душе. Это противоречит тому, что я ценю. Я люблю качество и стараюсь добиться его во всём, что меня окружает. Мне доставляет это удовольствие. Поэтому я стараюсь делать высококачественный продукт.
— У кого вы закупаете необходимое для производства шоколада сырьё? Учитывая вашу ориентированность на класс «премиум», есть ли что-то такое, что вы закупаете специально? — Конечно шоколад – это много разных компонентов. Мы добились того, что большинство из них мы закупаем в России. У местных или бельгийских компаний, которые здесь работают. Правда, кое-что из необходимого нам сырья приходиться закупать в Бельгии. Это неизбежно. Но мы постоянно отправляем наших сотрудников на обучение в Бельгию, чтобы совершенствовать их профессионализм. Чтобы работа становилась эффективнее. От этого, несомненно, зависит качество. Для меня крайне важно, чтобы на нашем производстве работали жители Дубны. Производство расширяется, а значит, всё больше жителей Дубны смогут у нас работать.
— На днях прошла информация о том, что российские сельхозпроизводители просят расширить список продуктов, подпавших под продовольственное эмбарго. Под запрет может подпасть шоколад. Для вас это хорошая новость? — Как я уже сказал, в основном наша компания закупает всё у российских или бельгийских поставщиков работающих на территории России. Они в свою очередь покупают сырьё у Бразилии и Аргентины. К счастью, эти страны под санкции не попали. Поэтому сейчас я понимаю, что в своё время принял правильное решение отказаться от зависимости в импорте и перенести производство в Россию. Это было умное решение. Иначе, сейчас мне было бы очень тяжело. А в целом из-за этих глупых санкций много европейских поставщиков потеряли российский рынок, который для них был очень важен. И, конечно же, большинство простых европейцев эти санкции не поддерживают. Ведь санкции не дают развиваться нормальным экономическим отношениям.
— Люди, которые работают на вашу компанию это российские граждане? — Да, это в основном россияне. Конечно, управляющие должные знать французский или английский язык. Но для большинства сотрудников это необязательно. Очень важно, чтобы россияне работали у нас. Производство поднимает общий уровень занятости региона. И это, несомненно, важно.
— В чем заключается ваша конкурентоспособность? — Во-первых, упаковка. Она эксклюзивная. Мы тестировали различные виды дизайна, проводили исследования. Пытались понять, кому что нравится, выявить предпочтения. Потому что, это очень важно. Ну и, конечно, рецепты, которые мы собираем и совершенствуем. Проводим различные исследования в России. Ведь это необходимо, так как люди в странах отличаются. Россияне, например, и я был очень удивлён этому, больше всего любят горький шоколад. Чуть меньше – молочный, а белый почти совсем не признают. А в Бельгии, например, очень популярен белый шоколад. Поэтому важно проводить фокус группы с жителями России.
— Ваша компания планирует выход на международный рынок? Своей компанией?
— У меня таких планов нет. Дело в том, что вся Бельгия – это 10 миллионов человек. Только в Москве проживает больше людей! Огромным ресурсом является большой потенциал для роста. Население, объём потребления – всё говорит о том, что именно здесь нужно работать и развиваться. И я собираюсь это делать. Сейчас я приезжаю всего раз в месяц. Остальное время живу в Бельгии или Люксембурге. В наше время, конечно, с современными технологиями все намного легче. Интернет и скайп помогают контролировать бизнес удаленно. Тем не менее, конечно, я мечтаю переехать сюда, наладить и расширить бизнес так, чтобы здесь можно было жить!
— Я искренне желаю вам удачи и развития вашему бизнесу. Спасибо! — Спасибо!
Оригинал:
https://360tv.ru/programs/intervju/intervyu-360-18357/